Фильм «Алиса. Волнение» приоткрыл занавес театрального закулисья

Алиса Фрейндлих из тех редких актрис, которые одним своим присутствием стягивают к себе все взоры. От нее не оторвать глаз. И любят ее не только за то, как удивительна она в «Служебном романе» или «Карпе отмороженном». Любят просто за то, что она Алиса Фрейндлих — так любят человека очень близкого. Так в Англии любят свою королеву. Не потому, что добрая или строгая — просто любят.

Фильм "Алиса. Волнение" приоткрыл занавес театрального закулисья

При этом — всегда некая дистанция: королева! Не случайно же она так органично, с таким знанием предмета воплощала Анну Австрийскую в сериале о мушкетерах! И уж сколько лет прошло, а те, кто видел, не забудут ее неприступную Катарину в «Укрощении строптивой». Документальный фильм Дениса Клеблеева «Алиса. Волнение» эту дистанцию убирает, королева сцены впустила к себе, и мы увидели, что она действительно близкая и родная. Любит взрослого внука. Привычно рубится в преферанс, много курит, зная, что — вредно. Как всегда, гениально играет свою новую роль прабабки и боится взять на руки правнука — племя младое и уже совсем незнакомое. Сверяет свое расписание с графиком жизни кота. И волнуется, выходя на сцену.

Фильм снят в дни, когда драматург и режиссер Иван Вырыпаев репетировал в БДТ свою пьесу «Волнение». Она о польской писательнице Улье Рихте, эмигрировавшей в США и теперь дающей интервью польскому журналисту, смешивая непривычную ей откровенность с фантазией, реальность — с легендами и мифами, только что явившимися ее воображению. Нам позволяют увидеть рождение чуда, каким является хороший театральный спектакль. Он состоит из элементов столь капризных, непостоянных и подверженных случайностям, что теоретически его не должно быть — но он есть. И мы видим его кухню, его химическую лабораторию, его мастерскую сборки. От читки пьесы и поисков внешнего образа — правильных очков, парика, костюма — до премьеры.

Фильм касается для многих невидимой стороны звезды, спуская нас с небес восхищения на землю повседневности

Здесь много необычного. Актриса, как принято говорить, «старой школы» бесстрашно и с явным интересом ныряет в холодные воды «новой драмы», где пьеса представляет собой, в сущности, ее монолог. Привыкшая «обживать» роль, ее «обминать» и осваивать так, что та становится ее собственностью, рождается здесь и сейчас, — на этот раз Алиса Фрейндлих должна запомнить огромный объем текста. Пьеса философская, как бы в жанре интервью великой бунтарки репортеру из «маленькой бедной страны» и, возможно, самая личная у Вырыпаева. Героиня, при всей ее внешней самоуверенности, в смятении, ее монолог сумбурен и более выдает кардиограмму внутренних катастроф, чем логический ход мысли. Ее молодой любовник недавно выпал из окна, и она убеждена, что это падение равно вознесению. Фрейндлих всегда славилась абсолютным знанием своих персонажей, а теперь ее героиня сама ничего о себе не знает, ее природа как бездна, ее невозможно логически объяснить. Судя по манере игры Фрейндлих, да и по тому, как она примеряется к новому для нее образу, это роль для нее как первая, самая трудная и тоже равна прыжку в пропасть — чтобы вознестись к тем счастливым озарениям, какие бывают только в театре. Но пока она «чужая», неподдающаяся, ее еще нужно укротить. Следить за этим процессом — увлекательно и страшно: мы уже так сроднились с этой личностью, что нам тоже жутко думать о том, что завтра премьера, а текст еще не улегся в памяти, да и память уже не та…

В хронике рождения спектакля участвуют худрук Большого Драматического Андрей Могучий, автор пьесы и режиссер Иван Вырыпаев, композитор Антон Батагов, актеры. Интересно следить за тем, на каком внутреннем нерве Вырыпаев, один из остро чувствующих мастеров современного российского театра, ведет читку пьесы, как в ходе споров оттачиваются диалоги, выясняются и проясняются глубинные мотивы слов и поступков, сама философия творческого процесса — работа ювелирная, и картину стоило бы показывать студентам театральных вузов.

Среди создателей фильма и авторов его сценария — внук Алисы Фрейндлих Иван Владимиров, молодой успешный продюсер, несколько лет назад заложивший собственную квартиру, чтобы снять фильм с любимой актрисой «Карп отмороженный». Это благодаря ему нас с вами впустили на кухню ее дома и в таинства ее роли. Домашний фильм, незатейливый, как дневник, и теплый, как объяснение в любви.

Миллионы поклонников таланта Алисы Фрейндлих знают ее по кино и телевизионным ролям. Но она прежде всего театральная актриса, и лучшие ее работы — сценические — знают в основном счастливые петербуржцы. Фильм лишь касается этой «невидимой» для многих стороны светила, спускает нас с небес восхищения на грешную землю театральной повседневности, позволив стать свидетелями рождения чуда. И единственное, о чем жалеешь, — что нам не показали, хотя бы вот так же фрагментарно, итог работы — спектакль, о котором потом говорила вся театральная Россия.

С 8 декабря картину можно смотреть на стрим-платформе ОККО.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *