В галерее «Ковчег» открылась выставка «Круг Тамручи»

Слова из текста Натальи Тамручи, предварявшего выставку «Воспоминания и сны» (2010) в Открытой галерее: «Воспоминания и сны — наилучшая форма присвоения реальности. Она никому не наносит ущерба и вместе с тем обладает стопроцентной надежностью: воспоминания и сны — единственное, что у человека нельзя отнять (не считая, конечно, смерти)». Они вполне могли бы стать эпиграфом к нынешнему коллективному проекту художников, искусствоведов, кураторов в галерее «Ковчег» «Искусство как область свободы. Круг Тамручи». Проект, кураторами которого стали Ирина Горлова, Анна Романова, Сергей Сафонов, стал оммажем Натальи Тамручи, создателю и куратору Открытой галереи в течение без малого десятка лет.

Натальи Тамручи (1955-2020) в одночасье не стало в январе этого года. Выставку в дружественном «Ковчеге», который разделял с Открытой галереей пространство мастерской в подвале старого дома в Трубниковском переулке, планировали открыть 11 июня, в день рождения Тамручи. Но пандемия сдвинула планы. И выставка открылась в последние недели июля.

Она строится как воспоминание о проектах, которые были показаны в Открытой галерее, будь то коллективные выставки «Тайная жизнь тел», «Мужское начало», «Новая экспрессия», «Воспоминания и сны», «В поисках шедевра» или монографические выставки Ивана Лунгина, Владислава Ефимова или Андрея Кузькина…

Практически все они притягивали внимание, многие становились значимыми вехами в истории современного искусства минувшего десятилетия. В глубине коридора — фильм об Открытой галерее Юлии Овчинниковой, которая выступает видеолетописцем отечественной арт-сцены с конца прошлого века. В залах — произведения художников и фотографов, которые участвовали в проектах Натальи Тамручи в разные годы. За дверью — «Кабинет Тамручи», где на полках каталоги выставок и книги, выпущенные Открытой галереей.

Воспоминания и сны — наилучшая форма присвоения реальности. Это единственное, что у человека нельзя отнять

Казалось бы, прямо на глазах пространство памяти, зыбкое, текучее, изменчивое, застывает в «музейное», в котором все по полочкам, по периодам и авторам. Да и работы тут художников музейного уровня, будь то Игорь Макаревич и Елена Елагина, Игорь Шелковский, Андрей Монастырский, Сергей Шутов, Александр Бродский, Ирина Нахова, Андрей Кузькин, Владислав Ефимов…

Но нет, похоже, сюжет тут иной. Круг Тамручи — это круг художников московского концептуализма разных поколений.

Для них работа с архивом, с текстом, с документом или документацией художественных акций — не просто тактический способ работы с материалом, а ключ, который должен помочь открыть «шкафчик» реальности. Или, напротив, затворить этот «шкафчик» намертво, чтобы почувствовать себя вновь рожденным для далекого будущего.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *