Слова из текста Натальи Тамручи, предварявшего выставку «Воспоминания и сны» (2010) в Открытой галерее: «Воспоминания и сны — наилучшая форма присвоения реальности. Она никому не наносит ущерба и вместе с тем обладает стопроцентной надежностью: воспоминания и сны — единственное, что у человека нельзя отнять (не считая, конечно, смерти)». Они вполне могли бы стать эпиграфом к нынешнему коллективному проекту художников, искусствоведов, кураторов в галерее «Ковчег» «Искусство как область свободы. Круг Тамручи». Проект, кураторами которого стали Ирина Горлова, Анна Романова, Сергей Сафонов, стал оммажем Натальи Тамручи, создателю и куратору Открытой галереи в течение без малого десятка лет.
Натальи Тамручи (1955-2020) в одночасье не стало в январе этого года. Выставку в дружественном «Ковчеге», который разделял с Открытой галереей пространство мастерской в подвале старого дома в Трубниковском переулке, планировали открыть 11 июня, в день рождения Тамручи. Но пандемия сдвинула планы. И выставка открылась в последние недели июля.
Она строится как воспоминание о проектах, которые были показаны в Открытой галерее, будь то коллективные выставки «Тайная жизнь тел», «Мужское начало», «Новая экспрессия», «Воспоминания и сны», «В поисках шедевра» или монографические выставки Ивана Лунгина, Владислава Ефимова или Андрея Кузькина…
Практически все они притягивали внимание, многие становились значимыми вехами в истории современного искусства минувшего десятилетия. В глубине коридора — фильм об Открытой галерее Юлии Овчинниковой, которая выступает видеолетописцем отечественной арт-сцены с конца прошлого века. В залах — произведения художников и фотографов, которые участвовали в проектах Натальи Тамручи в разные годы. За дверью — «Кабинет Тамручи», где на полках каталоги выставок и книги, выпущенные Открытой галереей.
Воспоминания и сны — наилучшая форма присвоения реальности. Это единственное, что у человека нельзя отнять
Казалось бы, прямо на глазах пространство памяти, зыбкое, текучее, изменчивое, застывает в «музейное», в котором все по полочкам, по периодам и авторам. Да и работы тут художников музейного уровня, будь то Игорь Макаревич и Елена Елагина, Игорь Шелковский, Андрей Монастырский, Сергей Шутов, Александр Бродский, Ирина Нахова, Андрей Кузькин, Владислав Ефимов…
Но нет, похоже, сюжет тут иной. Круг Тамручи — это круг художников московского концептуализма разных поколений.
Для них работа с архивом, с текстом, с документом или документацией художественных акций — не просто тактический способ работы с материалом, а ключ, который должен помочь открыть «шкафчик» реальности. Или, напротив, затворить этот «шкафчик» намертво, чтобы почувствовать себя вновь рожденным для далекого будущего.