Академик Каблов: Генеральный конструктор — бог и царь для всей кооперации

После долгих лет «разброда и шатаний» в России воссоздан институт генеральных конструкторов. По той же схеме сформировали еще одну когорту системных интеграторов — руководителей приоритетных технологических направлений. Как сейчас это работает? В канун открытия Года науки и технологий своими оценками поделился с «Российской газетой» президент Ассоциации государственных научных центров, генеральный директор ВИАМ академик Евгений Каблов. — Это абсолютно правильное решение, оно позволило систематизировать работу. А то, что назначение на эти позиции производится указом президента, дополнительно поднимает статус и возможность влиять на принимаемые решения.

Но вся дистанция, по словам собеседника "РГ", еще пройдена. Не сформированы такие условия, чтобы у ключевых фигур был весь необходимый инструментарий для реализации поставленных задач.

— В большинстве случаев, — пояснил академик Каблов, — генеральный конструктор, образно говоря, отделен от денег. И зачастую лишен влияния, всем руководит генеральный директор. Пусть руководит, но генеральный конструктор должен иметь главный инструмент — финансы. И он, а не кто-то иной, должен определять, кому работать в его команде. При этом генеральный конструктор обязан лично отвечать за то, что ему поручено.

Мы ведь помним: генеральный конструктор — это был бог и царь, элита инженерно-научного сообщества. Он аккумулирует такое количество знаний, чтобы объединить всех, кто участвует в проекте. И под него выделяются финансы. Но не для того, чтобы их по-быстрому освоить. А чтобы организовать эффективную кооперацию, отладить взаимодействие и получить заявленный результат.

Академик Каблов: Генеральный конструктор - бог и царь для всей кооперации

Е.Н. Каблов и А.А. Иноземцев — генеральный директор и генеральный конструктор. Фото: Пресс-служба ВИАМ

В качестве примера генеральный директор ВИАМ напомнил историю создания нового газотурбинного авиадвигателя ПД-14, который сейчас устанавливают на МС-21. Решение о его разработке было принято на уровне президента России в июне 2008 года — вскоре после его визита в ВИАМ. Благодаря этому проекту создана современная инфраструктура, малотоннажные производства, что позволило осуществить прорывной для нашей двигателестроительной отрасли проект.

В начале этого пути генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов и генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев собрали, образно говоря, все металлургические заводы и предложили организовать производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя.

— А это, замечу, двадцать совершенно новых материалов, — акцентирует академик Каблов. — Свою просьбу подкрепили гарантией, что затраты на создание инфраструктуры соответствующим образом окупятся. Нам в ответ: согласны, и даже готовы не поднимать цены. Но при одном условии — двигателей должно быть заказано не менее ста. Взаимные интересы согласовали, и генеральный конструктор все подписал. Наш институт совместно с "ОДК-Авиадвигатель" разработал материалы и технологии, организовал их передачу с полным пакетом нормативной документации…

Благодаря такому подходу удалось достаточно быстро сделать газогенератор, а это основа. Следом появился и первый двигатель. Поставили его на крыло. А сейчас ПД-14 уже выпускают серийно.

— Генеральный конструктор от начала до конца нес полную ответственность за то, чтобы деньги, которые ему выделили, пошли в дело. А это 12,8 миллиарда рублей на создание газогенератора по личному указанию главы государства. Дали — отчитайся. Если на ветер пустили, придется отвечать. Наряду с доверием нужен и спрос с того, кто берется возглавить проект, — заключает собеседник "РГ".

Полностью интервью академика Евгения Каблова читайте в ближайшем номере "Российской газеты".




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *