Умер создатель «Полуночного экспресса» и «Эвиты»

В возрасте 75 лет умер выдающийся британский кинорежиссер Алан Паркер, поставивший такие уже классические фильмы, как «Багси Мэлоун», «Эвита», «Полуночный экспресс».

Умер создатель "Полуночного экспресса" и "Эвиты"

«Багси Мэлоун» 1976 года был его первым полнометражным фильмом, снятым для большого экрана. Он сразу сразил публику: гангстерский боевик из времен сухого закона был не просто снят в жанре очень лихого мюзикла, но и был полностью разыгран детишками. В одной из главных ролей певицы Блаузи там появилась десятилетняя Джоди Фостер, именно там начавшая свою звездную карьеру. Этим фильмом Паркер заявил о приходе в кино нового мастера, одинаково безупречно владеющего искусствами драматического и музыкального фильма, с прекрасным чувством иронии и юмора.

Одной из главных лент Паркера стал «Полуночный экспресс» (1978) — драма о молодом американском туристе в Турции, который на обратном пути был задержан в аэропорту полицией, обнаружившей в его багаже порцию гашиша, и приговорен к 30 годам заключения. Основная часть действия происходила в турецкой тюрьме, садистскими нравами напоминающей страшный бред. Картина с участием выдающегося, вскоре погибшего актера Брэда Дэвиса вызвала огромный резонанс в мире, Паркер тогда получил номинацию на «Оскара» как лучший режиссер, фильм стал абсолютным триумфатором «Золотого глобуса».

Умер создатель "Полуночного экспресса" и "Эвиты"

Кадр из фильма «Багси Мэлоун» Фото: kinopoisk.ru

Через пару лет явилась «Слава» — снова музыкальный фильм о талантливой молодежи Нью-Йоркской высшей школы исполнительских искусств — полный энергии, динамики и ощущения полной внутренней свободы. И почти сразу вслед за ним — «Стена», закрепившая за Аланом Паркером репутацию одного из самых сильных режиссеров современного музыкального кино. В основе картины был нашумевший альбом группы Pink Floyd — The Wall, а в ее стиле причудливо смешались реализм с сюром.

В 1996 году по миру триумфально прошла «Эвита» — Паркер не перенес механически на экран знаменитый бродвейский мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, а создал полноценный фильм, где блеснули Антонио Бандерас и Мадонна в роли Эвы Дуарте, первой леди Аргентины. Фильм был чрезвычайно виртуозно выполнен по композиции, искусно сочетая музыкальную ткань и драматическим действием. Работу над картиной Алан Паркер потом вспоминал со свойственным ему эксцентричным юмором — как «езду без седла на безумном слоне, привязанном к реактивному двигателю, когда Мадонна расчесывает ваши волосы бритвенным лезвием».

Вторая ипостась режиссера — остросоциальное кино. После «Полуночного экспресса» все ждали продолжения — и дождались в фильме «Миссиссипи в огне», драме из середины 60-х, когда убийство трех правозащитников возбудило волну массовых протестов по всей Америке: нити преступления тянулись в отцам города. В фильме снимались Уиллем Дефо, Фрэнсис МакДорманд и Джин Хэкмен. Картина получила три премии Британской киноакадемии.

Замечательное чувство юмора реализовалось в «Дороге на Вэлвилл» с Энтони Хопкинсом и Бриджит Фондой — «комедии для сердца и других органов», как гласил рекламный слоган картины.

Умер создатель "Полуночного экспресса" и "Эвиты"

Кадр из фильма «Полуночный экспресс». Фото: kinopoisk.ru

Последней работой Алана Паркера в кино стала тоже политически острая драма «Жизнь Дэвида Гейла» с Кевином Спейси и Кэйт Уинслет: сюжет развивался вокруг профессора Гейла, который всю жизнь выступал против смертной казни и сам оказался в камере смертников за некое убийство, которое он не совершал. И расследование, которое предпринимает взявшая у него интервью журналистка, становится напряженнейшей фабулой картины.

Критики много ругали Паркера, считали его манипулятором зрительскими эмоциями, им не нравилась его эксцентричность, граничащая с хулиганством. Изображение Турции в «Полуночном экспрессе» вызвало обвинения в «расизме», черная публика сетовала на слишком активную роль белых героев в фильме «Миссиссипи в огне», аргентинские патриоты были возмущены приглашением на роль национального кумира Эвы Перон легкомысленной Мадонны. Зрители, в отличие от критиков, его картины принимали восторженно.

Последние годы он снимал редко — много времени требовал Британский институт кинематографии, а позже он стал главой национального Совета по кинематографии.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *