Ольга Любимова: Российская индустрия кино «повзрослела»

Как культура выходит из пандемии. Когда завершится реставрация Петербургской консерватории? Почему так важно, чтобы появилась программа «Земский работник культуры»? Отчего на трубачей чаще всего идут учиться двоечники, а на скрипачек — отличницы? Что общего у китайской Панды с русским Смешариком? На все эти вопросы есть ответы — у министра культуры Ольги Любимовой.

Ольга Любимова: Российская индустрия кино "повзрослела"

Пирамида музыки

Ольга Борисовна, сразу про многострадальные детские школы искусств — реальную основу отечественной культуры. Чтобы завтра появился замечательный симфонический оркестр, сегодня 10 тысяч детей должны пойти в музыкальные школы. Вы представляли в Госдуме проект поправок в Федеральный закон "Об образовании в РФ". Редкое единодушие при первом чтении — "за" все. Есть ли у вас взаимопонимание с минпросвещения и, главное, с регионами?

Ольга Любимова: Приходилось многие проблемы решать фактически в ручном режиме. Вы знаете, что такое ПФДО — персонифицированное финансирование дополнительного образования для детей. Речь идет о "сертификате школьника" — замечательной программе, которая дает возможность в течение года бесплатно заниматься в кружке. Многие мамы убеждены, что без кружков детям невозможно всесторонне развиваться. При этом мамы будущих музыкантов и художников, артистов балета и всех детей, обучающихся в детских школах искусств, вам скажут, что сравнивать занятия в кружке пару раз в неделю с многолетним профессиональным обучением некорректно. Нельзя серьезно заниматься скрипкой или стоять у балетного станка раз в неделю. Чтобы получить качественное дополнительное образование, дети занимаются до шести дней в неделю пять или девять лет. Сейчас с Минпросвещения России, региональными властями достигнуто взаимопонимание, а с принятием подготовленного нами законопроекта появится надежный инструмент, чтобы избежать двоякой трактовки восприятия обучения в детских школах искусств. Впервые за этими школами закрепляется особый статус, не как кружка, а как полноценной начальной ступени творческого образования.

А много таких детей в стране? Насколько востребованы школы искусств?

Ольга Любимова: Учатся в них сегодня больше миллиона семисот тысяч детей. Цифра серьезная — и она растет в последние годы. Школ по стране более пяти тысяч — и их не хватает… Так что изменения в Закон "Об образовании в РФ" очень важны.

Ольга Любимова: Российская индустрия кино "повзрослела"

У нас в стране более 5000 школ искусств, но их все равно не хватает. Фото: Сергей Куксин/РГ

В Госдуме вы говорили о системе оценки знаний учащихся творческих учебных заведений. Хотите защитить двоечников?

Ольга Любимова: Не секрет, что на вступительных экзаменах в творческие вузы результат ЕГЭ — далеко не главное. Есть примеры, когда двоечники в общеобразовательных школах становятся замечательными артистами. В Гнесинке даже шутят: трубачи вечно двоечники, а скрипачки — перфекционистки, даже физику на пятерки сдают и красные дипломы получают. Получается, что у нас огромное количество девочек-скрипачек, а духовиков, которых "отсеивают" за "неуды", катастрофически не хватает. Вот в Челябинске появился новый симфонический оркестр, стали искать музыкантов должного уровня — и духовиков пришлось приглашать из других регионов.

Впервые за детскими школами искусств закрепляется особый статус, не как кружка, а как полноценной начальной ступени творческого образования

О необходимости решить проблему с баллами я и говорила, выступая в Госдуме, когда обсуждались изменения в Закон "Об образовании…". Нововведения, например, позволят более дифференцированно оценивать подготовку поступающего в творческие училища, кроме этого результаты вступительных испытаний будут учитываться при превышении количества бюджетных мест.

Для творческого образования важна непрерывность: школа — училище — вуз. Когда в 90-е годы училища попали под программы минпросвещения, а их финансирование перевели регионам, провал произошел и в среднем звене. Получив первичное образование в школе искусств, профессионал — тот же тромбонист для оркестра — должен пройти ступень музучилища. И тут оказывается, что звенья нашей уникальной системы творческого образования, которой нет равных в мире, нарушены. В регионах не в состоянии нормально содержать училища: нет денег на зарплаты, ремонт, инструментальную базу, стипендии. Педагоги со стажем 30-40 лет имеют ставку 10 (!) тысяч рублей…

Ольга Любимова: Зарплата в детских школах искусств и училищах — одна из основных проблем. И президент поставил перед нами задачу — решить ее. Мы постоянно обращаем внимание регионов, работаем в этом направлении. У нас фактически сегодня в творческих образовательных организациях работают более 110 тыс. преподавателей ДШИ, более 12 тыс. преподавателей колледжей и свыше 4,8 тыс. преподавателей вузов. С этого года мы планируем запустить систему грантов: для лучших педагогов вузов и профучилищ выделим 50 грантов по миллиону рублей, а педагогам детских школ искусств — 100 грантов по 500 тыс. рублей.

В рамках нацпроекта "Культура" началось обновление инструментальной базы в школах и училищах. В 2020 году новые инструменты появились в 43 училищах и 258 детских школах искусств. Но возникают проблемы качества инструментов. По сути, свое полноценное производство инструментов в России исчезло: ни технологий, ни квалифицированных кадров.

Ольга Любимова: В России сейчас более 50 отечественных производителей музыкальных инструментов (не считая мастеровых). Действительно, у профессионального сообщества есть вопросы. Но мы прекрасно понимаем, что нашим коллегам из Минпромторга России приходится фактически с нуля поднимать это направление.

Не секрет, что в сфере реставрации тоже не хватает специалистов. Есть вопрос о кафедрах. Конечно, запустив заново производство музыкальных инструментов, невозможно сразу поднять его до планки советского уровня. Возможно, трудности еще будут. Но тем не менее факт — недавно еще оставалось две фабрики, в теперь их 50. Надеюсь, будет больше и лучше.

Денег никогда не бывает много. Как министерству удается их распределять — чтобы все были довольны?

Ольга Любимова: У нас в этом году кассовое освоение бюджета Минкультуры России, что очень важно, составило 99,3 процента в части нацпроекта. Это серьезный результат. Распределение средств — очень тонкая и точечная работа. В числе сложных задач, к примеру, — ситуация с консерваториями. Прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Надеюсь, в Новосибирске осенью мы сдадим актовый зал, уникальный орган.

Какое кино нам нужно

Не в каждой стране существует господдержка кино. У нас она существует — но существуют и вечно недовольные ею. И вечный вопрос: по каким критериям у нас поддерживаются фильмы?

Ольга Любимова: Мы должны поддерживать хорошее кино. Социально значимое кино — это не только кино об истории нашей страны. Это может быть картина и о молодых врачах, которые сейчас трудятся в красных зонах. И о людях, которые живут со своими семьями далеко от столиц, любят, печалятся, радуются, вопреки всему преданы своему делу. Но если хорошего сценария нет — значит не будет хорошего фильма. Просто прикрыться памятными событиями не удастся. В министерство и Фонд кино постоянно приходят продюсеры с такими заявками. И мы не раз об этом говорили: не саму тему мы не поддерживаем, а конкретно проекты, сырые и недоработанные.

Но бывает, что министерство поддерживает фильм — а он не удается. Проваливается в прокате. Вы опять слышите критику. Что в этом случае — менять систему?

Ольга Любимова: Это какая-то обратная логика. Что такое успешное кино? Важна, конечно, экономика. Я благодарна продюсерам, которые вернули мне привычку все время проверять, сколько они собрали в прокате. В прошлом году долгие месяцы без проката было сложно — но чудо произошло в Новый год. Что бы ни говорили критики, маркетологически и репертуарно удалось собрать зрителей — и это говорит о том, что наша индустрия кино "повзрослела", она уже совсем не та, что была до 2006 года. "Подростковый возраст" мы прошли. Что дальше?

Если думать только о кассовых сборах и снимать только романтические новогодние комедии — к чему тогда сводится господдержка отрасли? Помимо них должны быть и очень серьезные, тонкие, пронзительные драмы. Должно быть фестивальное кино. Должны развиваться разные жанры. Для этого существует поддержка со стороны минкультуры.

Критики часто подкрепляют свои мнения цифрами — но если все их аргументы упираются только в рубль, тогда о каких смыслах может идти речь?!

Фестивали — лучший способ донести до зрителя, что настоящее кино у нас есть, что оно интересное, что там есть талантливые люди. Но вот сейчас в интернете в 11-й раз проходит международный онлайн-кинофестиваль MyFrenchFilmFestival при поддержке французского государства. Но еще раньше этого фестиваля у нас появился подобный — "Дубль Дв@", его на энтузиазме проводит "Российская газета". Широкий круг зрителей — у фестиваля уже своя огромная аудитория — открывает для себя российское кино, которое незаслуженно осталось незамеченным. Министерство культуры поддерживает многие фестивали — может быть, стоило бы заметить и этот?

Ольга Любимова: Мы стараемся поддерживать многие фестивали в рамках наших возможностей. У нас же есть отдельный кинофестивальный совет, надо подать заявку — решения принимаются на конкурсной основе. На этот год, к сожалению, сбор заявок уже завершен.

А что делается сегодня для того, чтобы вернуть былую славу нашим мультфильмам? Современная анимация — это индустрия высокотехнологичная, компьютеризированная. Без материальной базы, без программистов, без серьезных мощностей неконкурентоспособна.

Ольга Любимова: Многие продюсеры, кстати, не любят слово "мультик", мы стараемся всегда говорить "анимационное кино". Наши студии — лидеры отечественного кинопроката. Но здесь также сталкиваются с кадровым голодом: специалистов не хватает — а потребность в российской анимации невероятная. И в стране, и в мире. Кстати, в 2020 году при поддержке Минкультуры России запущено в производство 332 анимационных фильма, в том числе 284 детских, 33 авторских фильма и 15 фильмов-дебютов.

Критики часто опираются на цифры сборов в прокате. Но если все их аргументы упираются только в рубль — о каких смыслах может идти речь?!

Авторское направление — это отдельный путь, в рамках него мы поддерживаем точечно наших Норштейнов, Хржановских, Петровых, Бронзитов. Режиссерам, кстати, в последние годы не легче, чем нашим спортсменам: на международных мероприятиях категории "А" они сталкиваются с жестким отношением к российскому контенту. И, конечно, мы радуемся каждому успеху — в анимации их много.

Буквально на днях вышел первый российско-китайский мультсериал "Панда и Крош". Китайским зрителям так полюбились наши "Смешарики"?

Ольга Любимова: Китайские дети вообще убеждены, что "Смешарики" сделаны в Китае… Но мы-то знаем, что придумали и сделали это замечательные ребята из Санкт-Петербурга — Илья Попов и его команда. Сейчас выходит в прокат "Конек-Горбунок" — здесь и серьезная компьютерная графика, и любимые российские актеры, и сценарий по классическому произведению. Успех другой картины, "Последнего Богатыря", кстати, связан не только с безукоризненной компьютерной графикой, но и с блестящей игрой актеров.

А без компьютерной графики уже — никуда? Такие кинопроекты уже никому не нужны?

Ольга Любимова: Почему? Я с огромным интересом слежу сейчас за "Пальмой". Сценарий основан на реальной истории — в 1980-е годы человек был вынужден бросить овчарку в аэропорту в Ростове-на-Дону. И эта собака много лет ждала своего хозяина. Сюжет картины очень понравился японцам, знаете, для них это такой "русский Хатико". Это очень честно сделанное детское кино без сумасшедших бюджетов. Режиссер — Александр Домогаров-младший, а Ян Цапник — в роли того самого злодея, который бросает собаку. Там и чудесный Виктор Добронравов, потрясающий Владимир Ильин. Там нет спецэффектов, но есть традиции нашего авторского кино.

Ольга Любимова: Российская индустрия кино "повзрослела"

"Пальма" — это очень честно сделанное детское кино без сумасшедших бюджетов. Фото: Централ Партнешип

Все достойные книги идут на сценарии

С этого года негосударственные театры могут рассчитывать на финансовую поддержку государства — на эти цели предусмотрено 50 миллионов рублей от минкультуры. Справедливо ли, что в тяжелых условиях пандемии они оказались в неравных условиях с гостеатрами? Это же касается и частных музеев.

Ольга Любимова: Важно, что у нас наконец составлены реестры по всем направлениям. Появилась, например, точная статистика по частным циркам, зоопаркам, музеям, театрам — их судьба действительно многих волнует. Что касается частных театров — теперь мы можем работать с конкретными коллективами — их 366, — вошедшими в реестр. В целом для них изначально, с 2014 года, существовала система грантов. В 2021 году процент грантополучателей из числа негосударственных учреждений был увеличен. Также в этом году, учитывая ситуацию, мы выделили дополнительно 50 миллионов рублей. Лучшие проекты независимых коллективов будут поддержаны на конкурсной основе. В этом году впервые в рамках единого плана "Большие гастроли" к участию в программе приглашены негосударственные организации, работающие в сфере культуры и театрального искусства. К слову, такая программа, именно для частных театров, будет реализована впервые.

Одной из самых пострадавших в пандемию стала концертная индустрия. Могут ли музыкальные фестивали рассчитывать на вашу поддержку?

Ольга Любимова: Безусловно, очень много проблем даже у таких известных фестивалей, как фестиваль джаза в усадьбе "Архангельское". Надо иметь в виду, что в то время, когда все остальное европейское пространство было фактически полностью закрыто, у нас в регионах продолжали проходить фестивали.

Очень сложно помочь крупным продюсерским центрам. Об этом только что на совещании с вице-премьером Татьяной Голиковой говорила Надежда Соловьева — одна из крупнейших организаторов концертной деятельности. Мы встречались с продюсерами, которые занимаются эстрадой, роком, популярной музыкой. Они, как ни печально, не могут конкретно систематизировать свои проблемы. Мы ждем конкретики, готовы помогать. Хотя надо понимать: наши средства, замечу, и близко не приближаются к сметам серьезных рок-фестивалей.

Во многих крупных городах есть совершенно потрясающие библиотеки — в Иркутске, Архангельске, Ростове (там одно хранилище — 11 этажей!). Недавно объявлено, что главная столичная библиотека, которую по старинке называют "Ленинкой", фактически сливается с Книжной палатой. И это не очередная оптимизация — наоборот, создается супербиблиотека уровня американской библиотеки Конгресса. Это же потребует серьезных финансовых вложений…

Ольга Любимова: Это, конечно, не уничтожение Книжной палаты, а возможность выстроить эффективную систему каталогизации, учета и хранения книг, то есть современную национальную книжную экосистему. Необходимо заниматься не только формальным учетом каждого обязательного экземпляра, но и совместной деятельностью по развитию чтения. Когда мы прирастаем каким-то новым функционалом, конечно же, требуются дополнительные средства.

Ольга Любимова: Российская индустрия кино "повзрослела"

Объединение Книжной палаты и "Ленинки" — шаг к эффективной системе хранения книг. Фото: ТАСС

Ваш отец, Борис Николаевич, — известный театровед, ректор Щепкинского училища. Вашему деду, Николаю Михайловичу, принадлежат едва ли не лучшие в русской литературе переводы Рабле и Пруста. Но кто осилит сложносочиненного Пруста в эпоху "твиттеров" и "тик-токов"? А что читает министр культуры — не по служебной необходимости, а для души?

Ольга Любимова: Последние три года читаю только сценарии. Сейчас у нас так мало по-настоящему качественных сценариев, что любое яркое литературное произведение сразу стараются экранизировать. У Алексея Иванова нет ни одного романа, который тут же не экранизировали. "Географ глобус пропил", например, "Сердце Пармы" — на подходе.

Возможно, трудности с производством музыкальных инструментов еще будут. Но недавно оставалось всего две фабрики, теперь их 50

Надо еще сказать про город-герой Екатеринбург, откуда у нас сейчас чуть не все сценаристы, включая братьев Пресняковых — они умудряются по три сценария в год выдавать. Да и потрясающий Роман Васьянов снял "Общагу", это его дебют режиссерский. Он замечательный оператор с мировым уже именем. И я убеждена, что этот фильм про качество и про режиссерское высказывание. Вот такое кино и будем поддерживать.

Ключевой вопрос

О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ от семьи Коноваловых из Ростова-на-Дону: У нас многодетная семья, шестеро детей учатся в средней специальной музыкальной школе при Ростовской государственной консерватории им. Сергея Рахманинова. Долгие годы наши дети питаются в школе платно. Обеды в колледже оплачиваем самостоятельно. 100 рублей на каждого — в итоге ежедневно только обед детей обходится в 600 рублей. Согласно указу президента, детям из малообеспеченных семей предусмотрена льгота в виде бесплатного питания в школе. Региональные власти наших просьб не слышат. Как быть?

Ольга Любимова: Министерство культуры не имеет полномочий в сфере обеспечения питанием. Регион может предусматривать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан. Свяжемся с губернатором и уточним, чем можно помочь в этой ситуации, нужно подумать.

О ЗЕМСКОМ РАБОТНИКЕ КУЛЬТУРЫ: Алтайский край — регион аграрный, значительная часть населения живет в сельской местности. Кадры сейчас стремительно стареют, а специалистов на смену почти нет. Ни зарплаты человеческой, ни социальной поддержки. В этой связи многие задают вопрос, не пора ли объявить такую федеральную программу, как "Земский работник культуры".

Ольга Любимова: Сейчас параллельно существует две программы — "Земский врач" и "Земский учитель". Конечно, это один из очень серьезных вопросов, и нам необходимо предложить свою программу — "Земский работник культуры". Пока это только проект постановления правительства. Мы разработали и направили на согласование во все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. По нашим предварительным подсчетам, за шесть лет благодаря реализации программы приток кадров в сельские учреждения культуры составит более девяти тысяч специалистов. Будем за эту программу биться.

О РЕСТАВРАЦИИ от партнеров "Российской газеты" — главного редактора "Санкт-Петербургских ведомостей" Дмитрия Шериха: Едва ли не самый многострадальный объект в нашем городе — Петербургская консерватория, в которой уже долгие годы не могут закончить реставрацию…

Ольга Любимова: Российская индустрия кино "повзрослела"

Ольга Любимова: Уже три года читаю только сценарии. Хороших так мало, что любое яркое литературное произведение стараются экранизировать. Фото: Александр Корольков/РГ

Ольга Любимова: Вы знаете, что одна из первых наших совместных поездок с вице-премьером Дмитрием Чернышенко как раз была на этот объект. Реконструкция находится на особом контроле. Сейчас этот сложнейший объект перешел в ведение коллег из минстроя, он и на личном контроле вице-премьера Марата Хуснуллина. Так что, надеемся, до конца 2025 года работы, как и планируется, завершатся. Мы, конечно же, окажем необходимую помощь со стороны Минкультуры России и продолжим осуществлять контроль за реализацией объекта своего подведомственного учреждения.

О "КОЛЯДА-ТЕАТРЕ" в Екатеринбурге от режиссера, драматурга Николая Коляды: Ольга Борисовна, многие мои знакомые, как только становились чиновниками — галстук, очки, — сразу становились стеклянными до невозможности. Подойти нельзя. Оставайтесь как министр человечным человеком. В этом году нашему первому частному театру в России — 20 лет, но жить очень тяжело. Придумаете что-нибудь?

Ольга Любимова: Мы предлагаем коллективу принять участие в конкурсе на финансирование одной из постановок. Кроме того, у нас есть проект "Большие гастроли". В нем участвуют не только государственные учреждения культуры, добавились и частные театры, как я упомянула ранее

Вопросы подготовили Лариса Ионова, Ростов-на-Дону, Сергей Зюзин, Барнаул




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *